Степанова Валентина Ивановна, старший воспитатель
документы«КОЛОБОК-ПУТЕШЕСТВЕННИК» Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод педагогики, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. 1. Целевой раздел 1.1.Пояснительная записка Второй корпус детского сада «Бобрёнок» 26 ноября 2019 года впервые распахнул двери для маленьких «жителей», значительное количество которых - дети-мигранты, в том числе дети, которые с трудом общаются на русском языке, поскольку в кругу семьи они изъясняются на своем родном. В этой связи, у ребят возникают трудности в общении и социальном взаимодействии. Поэтому в первую очередь психолого-педагогическое сопровождение в ДОУ, направлено на воспитание у дошкольников толерантного отношения друг к другу; оказание помощи детям-мигрантам при адаптации к социуму; сохранение в детях, приехавших из других регионов России, и из других стран ценное отношение к своей культуре; обогащение их знаниями о русской культуре и традициях; развитие межличностных отношений. Для этого необходимо создать особые «сказочные» условия, при которых уже с момента поступления в детский сад ребёнок без прямого назидания понял, как важно жить в мире и согласии, что принятие его другими зависит от того, как он воспринимает других. 1.2.Цель и задачи. ЦЕЛЬ: Создание комфортных условий для поддержки позитивной социализации и воспитания у детей разных национальностей основ толерантности, снизить уровень детской конфликтности и агрессивности, посредством сказкотерапии. ЗАДАЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ: Воспитательные: воспитание у детей чувства принадлежности к мировому сообществу; воспитание основ толерантности; воспитание у дошкольников позитивного отношения к миру Развивающие: развитие способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации; развитие у детей интерес к своей личности, раскрывать свое «Я», повышать самооценку; развитие умения преодолевать страхи. Образовательные: ознакомление дошкольников с первоначальными представлениями социального характера и включение детей в систему социальных отношений через приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); накопление ребенком самостоятельно и под руководством взрослых, необходимого социального опыта и, как следствие, развитие саморегуляции и социальных навыков; формирование представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого; формирование навыков конструктивного выражения эмоций; формирование навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях; снижение уровня тревожности и агрессивности;1.3.Ожидаемые результаты Для детей:o Использование народной сказки как эффективногосредства усвоения нравственных ценностей и позитивной социализации детей, обеспечения кроме познания детьми социального мира еще и освоения бесконфликтного существования в обществе, так же поспособствует адаптации детей к социальной среде и воспитанию у детей разных национальностей основ толерантности. o Дети приобретут навыки в преодолении эмоционального состояния и опыта социального взаимодействия. o У детей старшего дошкольного возраста повысится уровень коммуникативных навыков, саморегуляции, расширится репертуар самовыражения, понизится уровень тревожности, мышечного напряжения и проявления страхов. o Повысится самооценка ребенка. Для педагогов:o Разработка тематического плана с элементами сказкотерапии; Разработка программы «Колобок- Путешественник». Оснащение предметно-пространственной среды «Острова Сокровищ» рукотворным игровым материалом, в соответствие с возрастными и индивидуальными особенностями детей.1.4. Комплексность образовательного процесса, с использованием сказкотерапии Использование сказок позволяет осуществлять комплексность образовательного процесса, обеспечивая развитие детей сразу в четырех образовательных областях: Социально – коммуникативное развитие · усвоение детьми норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания; формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, формирование основ безопасности в быту, социуме, природе Познавательное развитие · развитие любознательности, становление сознания, развитие воображения. Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира; Речевое развитие · владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи; фонетического слуха; знакомство с книжной культурой; детской литературой; понимание на слух текстов детской литературы; формирование звуковой аналитико – синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте; Художественно – эстетическое развитие · развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений словесного искусства; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей. 2. Содержательный раздел 2.1. Основные идеи народных сказок
Сказка для ребенка – это особая реальность, которая помогает в «сказочной» форме постигать непонятный мир взрослых. Сказка умеет учить ребенка осторожности и осмотрительности, это великолепный инструмент его адаптации ко многим жизненным ситуациям. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Народные сказки несут чрезвычайно важные для нас идеи.
- Уместность – психотерапевтическую сказку уместно использовать лишь тогда, когда произошла подходящая ситуация (конфликт, ссора детей, непослушание, тревожность и т. д.). -Искренность. От педагог-психолога требуется искренность повествования и открытость. - Дозированность. Сказкотерапия побуждает к размышлению. Это длительный процесс. Поэтому нельзя «перегружать» детей психотерапевтическими сказками, чтобы они не утратили к ним чувствительность.
2.3. Правила создания сказки: - Сказка должна быть в чем-то идентичной проблеме ребенка, но ни в коем случае не иметь с ней прямого сходства. - Сказка должна предлагать замещающий опыт, используя который ребенок может сделать новый выбор при решении своей проблемы. Либо в этом должен помочь психолог. - Сказочный сюжет должен разворачиваться в определенной последовательности: Жили-были. Начало сказки, встреча с ее героями. Для детей 3-4 лет рекомендуют делать главными героями сказок игрушки, маленьких человечков и животных. Начиная с 5 лет – фей, волшебников, принцесс, принцев, солдат и пр. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. И вдруг однажды… Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка. Из-за этого… Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки. Кульминация. Герои сказки справляются с трудностями. Развязка. Развязка сказки должна быть позитивной. Мораль сказки Герои сказки извлекают уроки из своих действий. Их жизнь радикально изменяется. 2.4. Модель работы со сказкой:
3. Программа «Колобок -Путешественник». СПрограмма «Колобок- Путешественник» разработан для детей 3-7 лет, и рассчитан на 5 месяцев (с января по май 2020 года). Главный герой – Колобок путешествует по хорошо знакомым дошкольникам сказкам, причем сказки одинаковые по названию, однако для каждой возрастной группы - своя функциональная нагрузка. Функциональная нагрузка определяется с учётом результатов предшествующего этапа. Содержание модуля для каждого возраста ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному периоду детства, и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики. В частности: o 3 — 4 года — восприятие; o 4 — 5 лет — восприятие, эмоциональная сфера; o 5 — 6 лет — эмоциональная сфера, коммуникативная сфера; o 6 — 7 лет — личностная сфера, волевая сфера. Итог взаимодействия– совместное введение правил, исключающих отрицание. Календарно-тематическое планирование:
3.Заключение В заключение отметим, что первичная социализация ребенка является основой для его дальнейшей социализации. Несомненно, важную роль в первичной социализации играет семья, откуда ребенок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах. Но и сказка предоставляет первый опыт позитивного общения с окружающим миром и людьми. Она ненавязчиво, но очень многому учит дошкольника. Через добрую сказку у ребенка происходит формирование бережного, уважительного отношения к людям различных национальностей, к представителям животного и растительного мира, тем самым осуществляется его позитивная социализация. 15 марта 2020 в 17:15
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.