Степанова Валентина Ивановна, старший воспитатель

статьи

Психологизация

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей, с учетом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования.

Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей, независимо от их социального происхождения и национальной принадлежности.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования рассматривает охрану и укрепление психического здоровья детей как одну из центральных задач, реализуемых в условиях детского сада. Также глобальной идеей современных изменений в сфере дошкольного образования является психологизация образовательного процесса.

Психологизация в детском саду  включает в себя:психологическое просвещение педагогов и родителей, взаимодействующих с ребёнком, направленное на получение глубоких знаний возрастных особенностей и закономерностей развития детской психики; ориентированность на первичность развития базовых познавательных процессов; принятие условности возрастных норм, индивидуальности и уникальности каждого ребёнка, умение распознавать «внешние сигналы» ребёнка об утомлении, перевозбуждении, потере интереса к делу, недомогании и др. и правильно их интерпретировать с одной стороны и - гуманизация воспитания  ориентированного не на  выполнение программ, а на интерес воспитанника и деятельность в зоне его ближайшего развития; адаптация детей к условиям  детского сада; организация условий для их самостоятельной деятельности - с другой.  Таким образом, психолизация выступает как важнейшее условие для успешного развития и образования каждого ребенкав частности, так иважнейшим условием повышения качества образования в современном детском саду в целом.  Данный факт подтверждён результатами исследований ученых, которые выяснили, что дошкольное образование влияет на успеваемость и социализацию детей в дальнейшем.  (Доклад Бренды Таггарт на VIII Международной конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста» (ЕССЕ 2019)) Так, в течение 17 лет исследователи сравнивали результаты 3 тыс. детей дошкольного возраста из 141 детского сада с результатами детей, которые не ходили в детский сад. У первых в подростковом возрасте были более высокие результаты на экзаменах по английскому языку и математике по сравнению со сверстниками, которые не получили дошкольного образования. Они лучше себя чувствовали в обществе и реже проявляли гиперактивность. При этом дети, которые посещали детские сады с высоким качеством образования, в 16 лет чаще планировали поступать в высшие учебные заведения. Один из выводов исследования – для эффективного образования следует взаимодействовать с родителями, вовлекать их в образовательный процесс и улучшать детско-взрослые отношения.

15 марта 2020 в 17:20

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.